Мы уже рассказывали о попытках ввести уроки финансовой грамотности в школах, о домашних играх в коммерцию и о воспитании в современном ребенке бережливости. Но больше уроков и домашних занятий все дети любят сказки и мультфильмы. В мировой детской литературе, кино и мультипликации множество примеров положительных и не очень бизнесменов. Какой же образ предпринимателя предлагают подрастающему поколению карьеристов эти герои. Генеральный младенец Недавняя успешная премьера американского мультфильма «Босс-молокосос» – заслуга главного героя картины – розовощекого младенца, который работает менеджером и носит деловой костюм. Конечно, он не настоящий ребенок, а сотрудник фирмы, которая производит грудных детей. Малыш демонстрирует задатки лидера, всюду находит бизнес-задачу и цитирует бизнес-пособия, парируя фразами о результатах и полученном печенье. В этом персонаже создатели мультфильма воплотили стереотипы о прагматичном, циничном дельце. Но вскоре выясняется, что у малыша просто никогда не было родителей, и он совсем не знает, что такое любовь. В конце концов, маленький менеджер решает стать обыкновенным ребенком – любовь побеждает. Самая богатая утка в мире Утка-магнат дядя Скрудж – самый знаменитый диснеевский бизнесмен. Зарабатывать деньги МакДак начал еще в детстве – он чистил обувь прохожим на улицах Глазго. Решив стать самым сильным и богатым, Скрудж отправился в Америку, где и заработал свои миллиарды на горнодобывающей промышленности. С тех пор Скруджа не сломить. Скрудж был скрягой и ворчуном, не жалующим Рождественские каникулы, до тех пор, пока к нему не приехали три маленьких племянника. С ними он превратился в доброго, но все еще немного скупого дядюшку, который готов, однако, пуститься в любую авантюру. Не нужно экономить на Рождестве Прототипом утки-миллиардера стал другой знаменитый Скрудж – персонаж «Рождественской песни» английского Чарльза Диккенса. Владелец конторы, выдающий кредиты, Эбинейзер Скрудж был самым скупым человеком в городе и больше всего ненавидел бессмысленное, с его точки зрения, Рождество. Но однажды, в Сочельник Скруджа навестили призраки из его прошлого. После встречи с ними Скрудж прозрел, став самым добрым и щедрым горожанином. Прежние злоба и ненависть к главному празднику года, как оказалось, были следствием того, что маленького Скруджа родители не забирали из школы-пансионата на Рождественские каникулы, оставляя мальчика в полном одиночестве. В 1997-м один профессор экономики даже написал статью, посвященную этому персонажу Диккенса. В ней он называет Скруджа представителем либерального общества, который просто занят своим делом и не желает вмешиваться в дела других. Действительно, старая мудрость гласит, что «благими намерениями вымощена дорога в ад», но отчего-то «Рождественская песня» до сих пор трогает сердца детей, даже тех, кто уже живет в обществе вполне либеральном. Шоколадное счастье Вилли Вонка – главный герой произведения Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика». Этот текст стал известен благодаря кинокартине, появившейся в 2007 году. Вилли – владелец шоколадной фабрики – утверждает, что счастлив в своем одиночестве. Более того, Вилли Вонка объясняет свой успех тем, что делает все сам, без семьи. Мальчик Чарли, которого Вилли хочет сделать наследником своего бизнеса, по замыслу шоколадного магната, тоже должен отказаться от семьи, ради успеха кондитерского бизнеса. Но Чарли не хочет расставаться с родными. К счастью, раскрывается тайна замкнутости Вилли: когда-то отец-стоматолог не позволял мальчику есть сладости и даже сжигал их в камине. Чарли выступает посредником между отцом и сном, наступает примирение, и семейные ценности, в конце концов, торжествуют. Заведующий электричеством А вот мистер Бернс – владелец атомной электростанции, где работает Гомер Симпсон из сериала «Симпсоны», вовсе не был несчастным ребенком. Его родственники в свое время тоже владели бизнесом и эксплуатировали несчастных рабочих (однажды, они приказали замуровать одного из рабочих заживо за мелкое воровство!). Так Бернс научился проявлять жестокость к своим подчиненным. Но и он иногда бывает человечным: часто с любовью вспоминает своего плюшевого медвежонка и воспитывает сироту – сына рабочего, который погиб, пытаясь спасти электростанцию. Но в Спрингфилде продолжают ненавидеть Бернса, который травит людей собаками и наносит вред экологии. А ведь именно на его электростанции работает большинство горожан, у которых всегда есть электричество. Лунный капиталист Российские и советские детские бизнесмены, в отличие от западных коллег, не несут в себе ничего хорошего. Кроме того, ни об одном из них детям ничего не известно. Маленькие читатели и зрители не знают, кто родители этих персонажей, каким было их детство, как они стали бизнесменами. Поэтому говорить о детской травме тут не приходится. Мы имеем дело только со сформировавшимися характерами. Таковы коротышки, живущие на Луне – персонажи романа Николая Носова «Незнайка на Луне» (книга о пародийном мире капитализма появилась в 1965 году). Господин Спрутс – хозяин земель, фабрик и заводов – очень неприятен и смешон, но никто из его подчиненных даже не думает над ним подсмеиваться. Спрутс опасается, что идея Незнайки – привезти на Луну семена гигантских растений и накормить всех жителей – правда, а не надувательство. Так, лунный бизнесмен-коротышка декларирует право каждого наживаться за счет другого, но, ни в коем случае не помогать безвозмездно. Неправильная благотворительность В советском мультфильме о приключениях поросенка Фунтика есть два бизнесмена – хороший и плохой. Первый – дядюшка Мокус – владелец бродячего шапито. Он беззаботно путешествует по свету и радует детей, а вот владелица магазина «Слеза ребенка» госпожа Беладонна – бизнесмен-жулик. С помощью бедного Фунтика она проворачивает мошенническую схему под видом благотворительности: поросенок выпрашивает у родителей деньги на домики для бедных, несуществующих поросят. Больше всего на свете Беладонна любит свой миллион, который везде носит с собой в большом саквояже. Беладонна клянется в любви и к Фунтику, но он нужен ей только для вымогательства денег. Так, взбалмошная предпринимательница оказывается намного более неприятным персонажем, чем скупые, но честные бизнесмены-скряги. Сказка и жизнь Еще одним злобным советским детским предпринимателем-эксплуататором является Карабас Барабас. Владелец кукольного театра из сказки о золотом ключике, не плативший зарплату артистам и угрожающий им расправой с помощью плетки, в конце концов, оказывается ни у дел, а его конкурент – Буратино открывает свой театр, основанный на самоуправлении. Специалисты, однако, утверждают, что такое предприятие обречено на провал, потому что билеты на представления Буратино раздает бесплатно. Культурологи утверждают, что у российских сказочных предпринимателей, в отличие от западных, вовсе нет шанса стать лучше. Им заранее отказывают в человеческом и наделяют исключительно отрицательными качествами. Между тем, детские бизнесмены запада, хоть и не без недостатков, но, все же, живые персонажи, которые сделали себя сами. Такова, вероятно, традиция русской культуры – изображать человека с деньгами, как нечестного и неприятного (Чичиков из «Мертвых душ»). В целом, детская культура во всем мире до сих пор предоставляет новому поколению выбор – добро, или деньги. Тогда как бизнесмены из взрослого мира пишут книги о том, как разбогатеть, занимаясь любимым делом, и совершают разного рода альтруистические поступки.
Благодарим за ваше внимание! "Бизнес и карьера в интернете" - информационная рассылка для тех, кто хочет построить карьеру с использованием сети интернет, создать свой бизнес в интернете или использовать интернет для получения дополнительного источника дохода. Рассылка не является рекламной. В каждом выпуске мы присылаем полезную и важную информацию для вашего успеха. Рассылка выпускается при поддержке школы ведения бизнеса Монта: http://monta.ru Витрина школы ведения бизнеса для подписчиков и учащихся: http://shop.mon100.ru Страница рассылки в блоге народных идей бизнеса: http://idei.abrams.ru/?page_id=231 Ведущие рассылки Елена Иванова (главный редактор) и Сергей Абрамян (создатель школы)
Мы хотим, чтобы наши выпуски читали только заинтересованные люди. Поэтому вы всегда можете отписаться от наших тематических выпусков. А если вам интересны материалы, которые мы публикуем, то будем рады комментариям на наши публикации. Их можно оставить на любой из выпусков на портале Subscribe: http://subscribe.ru/catalog/business.school.svoiinternetbiz
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий